Animasion
Смысл жизни. Восприятие и постижение жизни
10 сентября 2006 года в последний день буддийской ассамблеи «中元普度» в западном дворике монастыря Лунцюань Досточтимый Мастер Сюэчен провел церемонию принятия прибежища и прочитал наставление на тему "Смысл жизни", открыв цикл лекций монастыря Лунцюань о системе преобразования жизни.

I. Жизненный путь.
Вы прибыли в монастырь, чтобы, постигая учение Будды, бороться с собственными дурными наклонностями и недостатками, и, совершенствуя себя в соответствии с учением, наконец, обрести совершенные мудрость и добродетель и достигнуть состояния Будды. Эта практика - длительный процесс, занимающий множество времени. Первым шагом в практике Буддизма является принятие Прибежища в Трех Драгоценностях и Обетов.
Какова же взаимосвязь между принятием принятием Прибежища и Обетов и практикой Буддизма?


В чем состоит связь между обращением прибежищу к трем драгоценности, принятием заповедей, и работой над собой? постриг?
Давайте подумаем, как каждый из нас появился на свет? Для чего живет? «Как появился на свет» - это причина нашего появления на этом свете. А после нашего появления на свет, ради чего мы живем? Именно эти вопросы – в чем причина появления на свет, в чем цель жизни в этом мире – и являются теми вопросами, которые должны нас заботить, над которыми мы, буддисты, должны думать, и пытаться решить для себя.
До того, как мы вверили себя благодати Будды, мы жили в миру, в светском обществе. В этом обществе есть множество стандартов и ценностей, способов жить. Когда мы жили в светском обществе, иногда мы чувствовали страдание, иногда – радость, а в большинстве случаев – страдание с примесью радости или радость с оттенком страдания, страдания и радости чередуются, но радости всегда меньше, чем страдания. В монастыре мы как раз и должны решить вопрос: как сделать так, чтобы радость могла продолжаться долго, а страдания постепенно ослабевали, становились короче и в конце концов исчезли вовсе.
Вверить себя благодати Будды – значит найти опору и убежище. Какого рода опору и убежище? Опору на три сокровища. Например, если произошло стихийное бедствие – ураган, землятресение, пожар – и у вас не осталось ни дома, ни еды, ни денег. Как мы поступим? Нужно искать опору и поддержку в родственниках и друзьях, искать у них прибежища, просить помощи и защиты у других людей. Так в реальной повседневной? жизни, когда мы сталкиваемся с трудностями и проблемами на материальном уровне, нам требуется помощь других людей. Решения же нашим духовным проблемам - переживаниям, карме, страданиям, - найти в обществе не получается, нет способа их разрешения, нет ответа, мы не можем найти людей, которые помогли бы нам решить эти вопросы, а в храме три сокровища буддизма как раз и должны помочь нам разрешить эти вопросы. Вот уже более двух тысяч лет, сколько людей нашло за это время прибежище в буддийских монастырях, в учении буддизма! Сколько людей освободились от страдания и смогли раскрыть смысл своей жизни в наиболее полной степени!
二、добро и зло
Мы родились на этот свет в человеческом теле, имеем человеческий облик, тело из плоти и крови, органы чувств и имя, которое нам дали родители. Человеческое тело само по себе ни в чем не виновато, неверно то, что наше тело совершает неверные, дурные поступки. Когда мы поступаем дурно, неверно, это приносит неприятности, проблемы, страдание другим людям, которые связаны с нами напрямую и опосредованно. И наоборот, если мы используем свое тело, свои руки, глаза, уши, рот, чтобы говорить хорошие, правильные вещи, идти по верному пути, делать добрые дела, мы сможем принести пользу и радость очень многим людям. Почему же мы можем совершать такие разные поступки? Одни поступки неверные, злые, другие правильные, добрые, одни приносят людям пользу, а другие вред. Причина этого в нашем сердце, в нашей душе.

Если в мире есть благородный человек, который много сделал для страны и народа, мы часто говорим, что это человек очень благородный и ведет себя морально, а поступки его праведны. В буддизме, если делать другим много хорошего, это называется творить добро, а соврешать плохие поступки – значит творить зло. Доброе поведение ведет к формированию хорошей кармы, а злое – к формированию плохой кармы. Доброе поведение приносит радость самому человеку и другим людям, а злое поведение несет страдание себе и другим.
В миру мы часто сталкиваемся с представлениями, которые на первый взгляд кажутся истинными, а на самом деле ложны, и принимаем их – о том, что если мы будем помогать другим и приносить им пользу, то сами останемся в убытке, что приносить пользу другим и заботиться о них неверно и ненужно. В буддизме наоборот – он учит нас, что приносить другим пользу и помогать им хорошо и необходимо, это добро и может принести радость. Мирской подход говорит нам, что если не помогать другим, не приностить им пользу, это может принести человеку радость, а в буддизме наоборот – радость можно получить, только если помогать другим, эти две позиции прямо противоположны.
Идея связи между причиной и следствиемсоответствие следствий причинам (воздаяний деяниям), закон соответствия переживаний содеянному в предыдущей жизни очень важна в буддизме. Как же нам сделать свой выбор? Мы выберем приносить другим пользу, помогать им или не приносить пользу другим и не помогать им? Дома, на работе, в обществе, мы часто боимся, что окажемся в убытке, часто стараемся выгадать в мелочах – это негодные, плохие представления. Откуда же у нас берутся такие представления? Почему мы так рассуждаем, так мыслим, принимаем такие решения? Мы сами не знаем, почему мы так поступаем, почему мы так живем. Причина того, что мы этого не знаем, в нас самих. В буддизме это называется непросветленность, состояние непросветленности
三、владение мыслью
1.три драгоценности—решение проблемы внутренного мира
Вы приехали в монастырь, чтобы разрешить проблемы в глубине души, которые вы сами не можете разрешить уже длительное время, найти в глубине души причину страданий. Мы должны найти эту причину, разрешить проблемы, которые глубоко в сердце, и вопросы, на которые мы не можем найти ответы. Почему же нам самим неизвестны досады и огорчения, заблуждения и страдания, страсти и искушения, которые есть в нашем сердце?

Те правила и представления, с которыми мы живем в миру – это закон мира. Они существуют в соответствии с истинной светского мира. А законы буддизма включают в себя как мирский закон, так и закон, превосходящие мира. В терминологии буддизма мирский закон называется «относительная истина», а превосходящий мир закон называется «житейная истина». Как же нам, опираясь на относительные истины, испытывать на себе абсолютную истинну? В этом и должно быть направление наших усилий и наша цель.
Мы родились на свет в человеческом теле, и это уже большая удача. Наше тело само по себе ни в чем не виновато, ошибочным бывает наше поведение, поторому что на него влияет лишение покоя. Чтобы избавиться от лишения покоя и сделать так, чтобы наше тело, слова и мысли не способствовали созданию плохой кармы, необходимо обратиться к трем сокровищам, это очень важно.
То, что сейчас мы все можем изучать буддизм, а монахи смогли уйти от мира, это все связано с Буддой Шакъямуни. Цель ухода от мира состоит в изучении буддизма. Учение буддизма пришло как озарение к Будде после многих жизней и калп самосовершенствования. Все вы приехали в монастырь с той же целью, что и монахи уходят от мира – с целью изучения буддизма. Чтобы изучать буддизм, необходимовверить себя [благости Будды] ипринять постриг; быть посвященным (в бонзы). Мы, наставники буддизма, вверяем себя благодати Будды и принимаем посвящение, и верующие в миру тоже должны вверить себя благодати Будды и принять посвящение. Мы одинаково вверяем себя благодати Будды – получаем опору в трех сокровищах. Но религиозные предписания, заповеди, правила жизни (для последователей буддизма) разные, у монахов их больше, они более строгие, а для мирян – более простые и мягкий, снисходительный. Но если мы не вверили себя благодати Будды и не приняли эти заповеди, мы не сможем принять буддизм, научиться ему. Это очень важные стандарт и граница.
После того, как мы вверили себя благодати Будды и обрели опору в трех сокровищах, мы должны жить и работать в соответствии с требованиями и учениями буддизма. Наши мысли должны быть увязаны с буддизмом, мы должны обдумывать проблемы, мы должны познавать проблемы в соответствии с буддизмом, говорить в соответствии с буддизмом, ходить по дорогам в соответствии с буддизмом, действовать в соответствии с буддизмом. Другими словами, когда мы говорим, нужно сначала подумать, как и что было бы правильно сказать в соответствии с буддизмом, когда мы что-то делаем, тоже нужно подумать, не нарушит ли это законов буддизма, когда мы идем по дороге, нужно думать, не задавим ли мы каких-нибудь муравьев, насекомых или червячков. Подходят ли нам те места, в которые мы ходим, приносят ли они пользу нашему поведению и мыслям. Обо всем этом нужно думать.
2. Принятие заповедей—начало всех заслуг(добродетель?)
Если мы принялипервые восемь заповедей, приняли пять заповедей, или даже заповеди бодхиссатвы для мирян, то влечет за собой множество добрых результатов и смысла. Почему так происходит? Потому что после принятия заповедей, мы получаем такую добродетель благодаря всем живым существам и трем драгоценностям. В одном и том же добром поступке, добродетель по мирским законам и по по законам буддизма, не одинакова. Если творить добро в мире, то смысл каждого дела остается смыслом этого дела, а если творить добро в буддизме, то смысл сразу меняется, и его влияние становится очень глубоким.
Если объяснять на примере, то представьте себе, что вы художник, нарисовали картину и подарили ее простому человеку. Он не представляет себе ее ценности, и, получив в подарок, возможно, даже выбросит ее. А если вы подарите картину председателю, все будет по-другому, и смысл и характер тех же самых действий будет совсем другим. Председатель страны представляет собой весь народ страны, например, Китайский председатель представляет весь народ Китая, больше миллиарда человек, и если подарить картину ему, заслуга, конечно, будет намного больше.
В действующем буддийском монастыре все тем более так, каждое дело, которое вы сделаете, каждый поступок, все идет из глубины души сердца, это то, что мы сами хотим сделать, чтобы набрать необходимые для добродетели и мудрости. Это не то же самое, как когда мы делаем что-то в миру.
В миру, например, у вас есть профессия занятие, и вы им занимаетесь ради того, чтобы прожить и сделать так, чтобы вам и вашей семье жилось получше. Если вы преуспеваете в своей профессии, то получаете более высокий пост, возможно, даже начнете свое дело. Чтобы создать свой проект, необходимо всего лишь раскрыть скрытые возможности и таланты, проявить их. А когда эти таланты проявятся, будет ли в этом польза или вред для общества, для окружающих и для вас самих, это уже трудно сказать. В буддизме все иначе – он ведет нас к тому, чтобы с одной стороны, скрытые возможности нашей жизни проявились во всей полноте, и в то же время, чтобы в этом была польза для вас самих и для всех окружающих, чтобы вы сами и окружающие немедленно, сейчас, и в будущем, и в более далеком будущем могли стать счастливы. Таким образом, и отправная точка, и конечная цели различаются очень сильно.
四、влияние окружающей обстановки на людей
Мы приехали в храм в качестве добровольцев и сделали много грязной, тяжелой и утомительной работы, но все работали очень радостно, с все большим интересом и радостью, в другой обстановке, возможно, этого и не могло бы произойти. Очень многие не хотят сами заниматься работой по дому, нанимают помощниц по хозяйству или кого-то еще, чтобы им помочь. Почему же у себя дома или на работе эта способность не проявляется, а в монастыре проявляется? Почему один и тот же человек в разных обстоятельствах обстановках окружении может вести себя настолько по-разному, как два разных человека? В этом проявляется важность влияния окружения на человека. Монастырь – это спокойная, чистая и драгоценная земля. И она может очищать наши сердца от лишения покоя.
Как, например, если бы мы были в месте, где недостаточно кислорода, например, в Гималаях, дышать было бы очень трудно, мы находились бы при последнем издыхании, пришлось бы использовать кислородные подушки. А когда вы попадаете в место, находящееся невысоко над уровнем моря, к вам немедленно возвращается жизнь и психическое состояние тоже приходит в норму. Это показывает важность окружения обстановки для человека.
Вы приехали в монастырь для изучения буддизма и, конечно, почувствуете, как буддизм вам помогает, накопите собственный опыт понимания буддизма. Мы постепенно сможем почувстовать, понять, что же такое буддизм и понемногу начнем в него верить, и найдем в нем прибежище. Это очень важно.
五、 исходная установка
1.исходная установка
Некоторые люди приезжают в монастырь для изучения буддизма, но как будто не продвигаются вперед в деле самосовершенствования, как будто их изучение неосознанно, туманно, и чем дольше они им занимаются, тем меньше им этого хочется, и буддизм как будто становится от них все дальше. В чем же тут дело? Основная причина в том, что они забыли о своем исходной установке. Когда мы достигли определенного этапа в изучении буддизма, и поучаствовали во многих ассамблеях, мы часто забываем о своем исходной установке. Исходная установка очень важна, это главная причина, по которой вы обратились к прибежищу и изучаете буддизм. Если вы забыли основную причину, по которой вы обратились к прибежищу и изучаете буддизм, то в наших действиях трудно увидеть смысл. А если в действиях нет смысла, то и результат хорошим быть не может.
В буддизме очень важное значение придается исходной установке. У вас побуждение к покою, или отдаленность от него. Вы стремитесь к доброте, или к злу. У вас раздробленность или в сердце полно заповедей, сосредоточение и мудрость. Их смысл будет принципиально разным.
Например, если студент ходит в институт, но не занимается хорошенько, с усердием и прилежанием, то даже если он будет ходить туда каждый день, в конце концов оценки будут плохими. Когда мы ходим в институт, мы должны сами стараться, проявлять усердие, найти себе хорошего преподавателя и аккуратно выполнять его требования, делать домашнее задание, и только тогда результат будет хорошим. А если в институт мы ходим, но не занимаемся усердно в соответствии с требованиями преподавателя, не исправляем тщательно ошибки, на которые указал преподаватель, то тот факт, что мы день за днем ходим в институт, – не более, чем видимость. Те, кто учится уже давно, часто совершают эту ошибку.
Иногда и мы говорим: мы приезжаем в храм, чтобы накопить необходимые для хорошенько изучения буддизма, работы над собой. В этот момент наше понимание носит чисто теоретический характер, а на самом деле наше сердце, наше ощущение уже очень сильно отличается от того ощущения, с которым мы в первый день пришли в монастырь.
2.ревность и гордость
Буддизм учит нас, что вверить себя благодати Будды, обратиться к прибежищу и встать на путь самосовершеноствования необходимо со всей глубиной чувств, искренностью, сердечностью, и работать над собой надо очень старательно – лишь тогда можно будет получить контакт и диалог с бодхиссатвой. Если мы не можем искренно, уважительно, со всей глубиной чувств усердно учиться, молиться, работать над собой, это значит, что наше внимание рассеянно, мы впали в гордыню, наше сердце колебается на вышее, завидем, мы сравниваем, комметируем, лишаем покоя. Если эти проблемы не разрешены, они препятствуют тому, чтобы мы в монастыре слушали каноны и изучали буддизм, делают нас неспособными обдумывать вопросы и делать выбор в соответствии с учением буддизма, мы не можем принять услышанное в своем сердце, то есть ставим препятствие сами себе.
Нам свойственно совершать много ошибок, но наиболее частые – это зависть и гордость. Особенность гордости состоит в том, что мы смотрим на других людей, как если бы мы были выше их, а зависти – как если бы мы были ниже них. Если мы смотрим на других снизу, нам кажется, что все вокруг во всем лучше нас. В том, что другие во всем лучше тебя, нет проблемы как таковой, но если вы видите, что другие старательно работают над собой, имеют возможности, богатство, добродетели, им сопутствует успех в делах и в семейной жизни и испытываете от этого огорчение, досаду, горечь, то это и называется завистью, и вот в этом есть проблема.
Что же такое гордыня? Когда нам удалось сделать чуть больше, чем другим, и начинаем считать, что им с нами не сравниться, мы сделали получше и начинаем думать о том, что другие недотягивают до нашего уровня, мы оказались немного умнее других и сразу начинаем считать их глупцами, у нас больше способностей и мы начинаем презирать других, считать их отстающими, у нас выше культурный уровень и мы начинаем считать других неучами, у нас больше сил и мы считаем другим слабыми и неспособными. И так во всем, мы не можем достичь равновесия в душе, мы не можем бесстрастием оценивать себя, бестрастием относиться к другим людям и делам, изучать буддизм.
Издревне великие монахи и основатели говорили, что «бесстрастие – это путь». Это значит смочь по-настоящему узнать свое сердце, в каком оно состоянии, какие в нем есть проблемы, и увидеть это ясно и отчетливо, а не свысока или снизу. Все внешние проблемы на самом деле являются проблемами в нашем сердце. Некоторые проблемы – теперешние, и мы не можем их понять, потому что нам не хватает мудрости, и сильна прегражность от истинны. Некоторые проблемы являются наследством и продолжением прежних жизней, они накоплены еще в прошлом и ставят преграды в вашем сердце, препятствуют доброте, внутреннему покою, торжественности. Как же быть? Чтобы избавиться от этих проблем и бремени, надо раскаяться.
六、воля и мудрость
Если мы хотим измениться, превратить свое неправильное, не соответствующее требованиям буддизма поведение в правильное, злое в доброе, перестать приносить другим вред и начать приносить пользу, на что мы можем опереться? Нужно опираться на мудрость и волю.
Люди в миру, получив профессию, должны выполнять свои рабочие обязанности, а вопросы о том, добро это или зло, истина или ложь, вредит или помогает им самим, их компании, другим людям, отходят на второй план. В буддизме все иначе, на первое место ставится то, что приносит пользу людям, и в том числе и себе, и всем. Мотив ставится на первое место, он должен пронизывать все поведение человека от начала до конца. В обществе мы опираемся на профессию, собственное дело, а на что мы опираемся в буддизме? На мудрость и силу желания. Мудрость определяет наш успех или поражение. Если мудрости достаточно, хватает, то нас ждет успех, вероятность этого очень велика, а если не хватает мудрости, то и вероятность успеха мала, и результат будет маленьким.
Что же определяет сила желания? Она определяет ваши начало и конец. Например, если мы выидем на уровень бодхи, то что мы сейчас можем выйти на уровень бодхи, происходит благодаря тому, что на протяжении многих прошлых жизней мы исходили их бодхи, поэтому сейчас это дается легко, нужно только постоянно напоминать себе, постоянно призывать себя к усердию, сделать так, чтобы сердце бодхи продолжалось, не забывать, и постепенно станем буддой. Если раньше мы не исходили из бодхи, то мы начнем сейчас выходить на уровень бодхи. Это сердце бодхи пронизывает все от начала до конца, очень важно. В этом и состоит воля человека, и начало, и конец, все определяется волей. Если у вас нет сил, нет сил совершенствоваться, нет сил, чтобы делать дела, в жизни нет радости, причина в том, что у вас нет воли, нет сил, которое она дает. Только если у человека есть воля, он сможет преодолеть самые разные трудности, решить самые разные проблемы, противостоять своим беспокойствам и темным сторонам своей души. Если нет воли, в душе не будет сил.
Если нет мудрости, одной воли недостаточно. Наша воля – это стремление сделать какое-то дело, обязательно довести его до конца и сделать хорошо, но после того, как у нас возникло это воля, нужно действовать в соответствии с мудростью. Мудрость подскажет нам, как лучше его делать, и что нужно, чтобы сделать его хорошо. Откуда берется мудрость? От изучения буддизма. Как изучать буддизм? Нужно опираться на заповеди, нужно обратиться к прибежищу, поэтому все происходит постепенно.
七、самопревосхождение
В монастыре вы сделали много дел, накопили множество необходимых. То, что вы пришли в монастырь, уже говорит о том, что у вас есть добрая душа, которая соединяет с учением Будды. если не хватает доброй души, соединяющую с учением Будды, человек не может найти это место. И наоборот, то, что вы прищли сюда, говорит о том, что у вас есть связь с учением буддизма, с тремя драгоценностями, ваша добрая душа уже проявилась, это значит, что в дальнейшем есть надежда.
Студенты, верующие и монахи, которые давно изучают буддизм и работают над собой, должны исходить их бодхи, и великой воли, должны постоянно работать над собой в деле изучения буддизма. А что делать людям, которые впервые соприкоснулись с буддизмом? Необходимо превосходить себя. Что это значит? Это значит превосходить мирского я. У «себя мирского» цели обычно недалекие и многие поступки неверны.
Я только что говорил о том, что если в человеке присутствует зависть или гордость, ему трудно приносить пользу другим людям. Как же быть? Необходимо преодоление, преодоление себя, а это очень трудно. Из-за того, что мы в своих делах руководствуемся неправильными представлениями, получается, что все неверное верно. Если хочешь преодолеть, освободиться, то необходимо над этим работать, преодолевать представление о себе как о центре всего. «Ставить себя в центр» - это значит постоянно думать о собственной выгоде, о своих проблемах, пренебрегать другими людьми, очень многими людьми, и это необходимо преодолеть. Преодолеть краткость и ограниченность человеческой жизни. Из-за отсутствия дальновидности, вы видите только сегодняшние дела, завтрашние дела, только те дела, которые совсем близко от нас, то есть вы видите нечетко. Преодоление ограниченности состоит в том, чтобы заботиться не только о себе или о своей семье или о коллегах по работе. Мы духовно и мыслительно органичены, наш способ мышления неверен – и это все требует превосхождения. Идею «превосхождение» нам всем достаточно просто понять и принять.
У каждого человека, общества, страны, организации есть своя история. Вся наша жизнь – это и есть наша история, история нашей организации – это история монастыря, буддизма, история каждой народности в нашей стране, путь каждого человека – это история страны. В этом процессе мы должны совершить немеркнущие подвиги, совершить дела, приносящие пользу всем, которые смогут быть приняты всеми, всем понравятся, принесут всем радость. Это будет хорошо не только для нас самих, но и для нашей организации, для нашей страны, почему же этого не сделать? Все наши проявления – приехали ли мы в монастырь, чтобы читать каноны, вместе готовить, вместе изучать и обсуждать учение Будды, общаться, подметать двор, и так далее, разговоры, поступки, то, как мы ходим, сидим и лежим, все это вместе, это процесс, это наша жизнь. Если все это записать, это и будет культура, история, это и будет наша жизнь. Мы должны в условиях ограниченности нашей жизни проявить безграничную ее ценность, в условиях ограниченности времени и пространства осуществить и завершить безграничное дело буддизма и собственной жизни. И это все, по крупинке, по капле, мы должны чувствовать, принимать и изучать.